С. С. Ван Дайн

Хороших книг много - поговорим о них...

С. С. Ван Дайн

Сообщение Alauda » 13 фев 2011, 22:38

Американский детектив начался именно с С. С. Ван Дайна. Хотя до него детективы писали Анна Катарина Грин и Мэри Робертс Рейнхарт, но это не были детективы в современном понимании. Ему удалось подорвать существовавшее до того времени абсолютное доминирование на американском рынке английских авторов.
Также как и РС Уиллард Хантингтон Райт бал недоучкой, что ничуть в дальнейшем не помешало его карьере. Он немного поучился в Калифорнийском университете, потом в Гарварде, но был отчислен за неуспеваемость. Но время проведенное там не прошло даром: психологию ему преподавал сам Гуго Мюнстерберг, а литературную композицию Чарльз Т. Коупленд, чьими учениками были Т. С. Элиот, Джон Дон Пассос и Уолтер Липпман. По дороге домой он посетил своих друзей в штате Вашингтон, где встретил Кэтрин Белл Бойнтон, которая вскоре стала его женой (и также всячески поддерживала его писательские амбиции) и родила ему дочь Барбару (УХР сделал ей предложение через 2 недели после знакомства, выходит, что РС что-то тянул со своим предложением).
Вернувшись в 1908 в Лос-Анджелес, он безуспешно пытался принять участие в отцовском бизнесе, но потом ему удалось устроиться в "Лос-Анджелес Таймс" репортером и литературным обозревателем. Его статьи (как The Sex Impulse in Art или Estheticism and Unmorality) привлекли внимание Генри Менкена, ставшего, в какой-то мере, его наставником. В 1912 УХР оставил газету, жену и дочь, и уехал в Нью-Йорк. По рекомендации Менкена, его сразу взяли главным редактором культового журнала The Smart Set, но через год ему пришлось оставить свой пост.
В течении следующих четырех лет он опубликовал несколько книг, посвященных современной живописи (под влиянием его брата Стэнтона, ставшего известным художником), философии Ницше и де-факто автобиографический роман (впрочем раскритикованный Менкеным). Его прогерманские симпатии (непопулярные в обществе перед вступлением США в войну) и пристрастие к наркотикам привели к потере работы, нервному срыву и возвращению в 1917 в Калифорнию. Он вернулся к жене и в "Лос-Анджелес Таймс", но жизнь в литературной "провинции" не удовлетворяла его, и в 1920 он вновь оставил семью и вернулся в Нью-Йорк. Проработав несколько лет фрилансером (в основном в киножурналах) он в 1923 решил изменить свою жизнь.
Поскольку Америка не нуждалась в нем как в комментаторе и критике, он решил достичь успеха и популярности в массовой культуре. Поддерживаемый двумя своими близкими друзьями он несколько лет читал (таких авторов, как Эден Филпот, Дж. С. Флетчер или А. Э. У. Мейсон) и писал детективы, пока в 1926 не почувствовал уверенность в своих силах. Тем не менее полной уверенности он не чувствовал и поэтому взял псевдоним С. С. Ван Дайн (ему было важно мнение его немногих друзей, сохранявших его связь с "высокой" культурой: Альфреда Штиглица, Джорджии О’Кииф, Джорджа Натана и Менкена). Иногда пишут, что "Стивен Ван Дайн", но подтверждения этому я не нашел. Пишут, что фамилия "Ван Дайн" принадлежала к его семье (по-видимому по линии матери – Ван Ранкен (Van Vranken), а инициалы "С. С." от Steam Ship … Непонятно. С первой публикацией ему помог старый знакомый по Гарварду Максвелл Перксинс, бывший влиятельным редактором у "Скрибнера" (продолжение следует).
Alauda
 
Сообщений: 20
Зарегистрирован: 05 фев 2011, 20:40

Re: С. С. Ван Дайн и Рекс Стаут

Сообщение anvil4 » 14 фев 2011, 17:32

Почему Рекс Стаут не классик американской литературы?
(и о Ван Дайне тоже)


У меня ответа нет.
Может американцы зачислили Стаута в классики детективного жанра и покончили с его наследием. Учтём, что после Макалира похоже ничего серьёзного о нём не написано. Странно, особенно если учесть, как американцы любят делать «узких докторов» по изучению одного автора. Наверное им стоит ещё поизучать Стаута.

Alauda писал:
Не в тему, но у меня есть кое-какие материалы к биографии С. С. ван Дайна, к "школе" которого Майкл Грост относит РС. Если дадите "добро", то выложу немного позднее.
Сомнительно у великого автора искать какую-то школу. Цикл о Ниро Вульфе растянулся на сорок лет и был популярен всё время при жизни Стаута. Тут скорее проявилось индивидуальное мастерство большого художника. Кроме того, я уже вскользь задевал тему первого романа «Остриё копья» - в плане того, что уже в нём Стаут определил характеры Ниро Вульфа и Арчи Гудвина. То есть позже основные герои психологическим трансформациям не подвергались. И ещё маленький факт, Стаут гордился первым романом цикла, потому что всё время вспоминает «допрос Анны».
Цикл огромен, а оскомины нет. И герои казалось бы те же...

Теперь хочу обратить внимание на «Двадцать правил для писания детективных романов» Ван Дайна. Эта вещь сама по себе интересна. Но я взгляну на неё в контексте Рекса Стаута.
16. В детективном романе неуместны длинные описания, литературные отступления на побочные темы, изощренно тонкий анализ характеров и воссоздание «атмосферы». Все эти вещи несущественны для повествования о преступлении и логическом его раскрытии. Они лишь задерживают действие и привносят элементы, не имеющие никакого отношения к главной цели, которая состоит в том, чтобы изложить задачу, проанализировать ее и довести до успешного решения. Разумеется, в роман следует ввести достаточно описаний и четко очерченных характеров, чтобы придать ему достоверность.
Ван Дайн «Двадцать правил для писания детективных романов».
Рекс Стаут своим циклом полностью опроверг этот 16 пункт. Как раз у Стаута есть «изощрённый тонкий анализ характеров и воссоздание «атмосферы»». И это-то очень даже существенно для нас ценителей Рекса Стаута. :|
Да, Стаут краток и потому не утомителен для любого читателя. Но он «умудрился» в каждом своём новом произведении привносить дополнительные черты своих героев. Притом что герой остаётся тем же психотипом, да только что-то новенькое раскрывается с каждой следующей книжкой. Хотя бы можно посмотреть на выписки о поваре Фрице Бреннере здесь на форуме, уже пять страниц набралось.
Вот она парадоксальность Стаута – краткость, знакомство с героем без грубых шаблонов, постоянное раскрытие своих персонажей с новыми штрихами.

Очерчивание характеров так у Рекса Стаута и продолжалось сорок лет.

:idea: Стаут во многом не повторим и глубок, и его «секрет» ещё не доступен даже литературоведам.
anvil4
 
Сообщений: 144
Зарегистрирован: 10 ноя 2010, 17:59
Откуда: Украина

Re: С. С. Ван Дайн

Сообщение Alauda » 14 фев 2011, 21:03

Мне биографии РС и УХР кажутся очень похожими … Его героем стал циничный интеллектуал и эстет "времен" fin de siecle Фило Вэнс. Первые два детектива с Фило Вэнсом были основаны на реальных преступлениях, хорошо известных в Нью-Йорке. The Benson Murder Case (1926) фактически повествует об убийстве биржевого маклера и карточного игрока Джозефа Элвелла. "Дело об убийстве Бенсона" имело огромный успех, впоследствии Ховард Хейкрафт писал, что "в одну ночь американский детектив стал совершеннолетним". 11 переизданий в 1927, совокупный тираж более 50 000 экземпляров, это действительно был небывалый успех … За ним последовал The "Canary" Murder Case (1927), в основу которого положено убийство девушки полусвета времен "сухого закона" Дороти "Дот" Кинг. Тираж "Канарейки" превзошел "Бенсона", а Ван Дайн стал неоспоримым "автором № 1". Тогда же он под своим настоящим именем опубликовал предисловие к The Great Detective Stories: A Chronological Anthology (1927). (перевод можно найти здесь - http://www.impossible-crimes.ru/wright__1.htm, оригинал - http://gaslight.mtroyal.ca/grtdtecs.htm). Следующим вышло полностью "вымышленное" The Greene Murder Case (1928), также имевшее успех. Этот успех был удивителен тем, что признан не только в широких слоях общества, но и среди интеллектуалов и политиков, таких как президент Кулидж. Его успех признавал и Хэммет. Замечу, что эти три романа были задуманы и набросаны еще в 1923-26.
Фирменной "фишкой" Ван Дайна стал метод дедукции, использованный Вэнсом. Вслед за Мюнстербергом Вэнс повторял, что в криминологии "настоящие улики психологические, а не материальные". Это было более чем понятно поколению американцев, выросшему на облегченной версии Фрейда. Вэнс сопоставлял подозреваемых обстоятельствам преступления и это нравилось читателям больше, чем рутинная полицейская работа с поиском улик и проверкой алиби. Ну чем не Вульф ? … Позднее критики сочли, что Вэнс – это американская версия лорда Питера Уимзи. Впрочем и Ниро Вульф такой же - невыносимый эксцентрик а-ля Шерлок Холмс.
Тогда же "Парамаунт" купил права на "Вэнса" и в 1929-33 выпустил 5 фильмов о нем. Позднее, в 1930 MGM перебило предложение "Парамаунта" по "Епископу" и выпустило фильм Бэзилом Рэтбоуном в роли Вэнса (нам Рэтбоун хорошо знаком в качестве великого ШХ). В 1929 Ван Дайн опубликовал в "Космополитене" 8 рассказов о реальных европейских преступлениях (в виде рассказов Фило Вэнса Ван Дайну в их клубе). На следующий год вышло The Bishop Murder Case (1929), которое некоторые критики считают лучшим "Вэнсом". Замечу, что успехи Ван Дайна помогли "Скрибнеру" пережить депрессию. В 1929 УХР встретил иллюстратора Элеанору Ралапо (профессиональный псевдоним – Клэр де Лис), на которой женился на следующий год. Брак оказался удачным, а у супругов было много общих интересов. УХР фактически откупился от бывшей жены, отправив ее и дочь на год в Европу. По-видимому, в то время, поездка в Европу в определенных кругах считалась обязательной.
Alauda
 
Сообщений: 20
Зарегистрирован: 05 фев 2011, 20:40

Re: С. С. Ван Дайн

Сообщение anvil4 » 15 фев 2011, 19:39

Хочу предложить свои самые первые впечатления.
Взял книгу Ван Дайна за 1933 год. В следующем году стартует цикл о Ниро Вульфе.
У обоих совершенно разный Нью-Йорк. Таинственность у Дайна я пропускаю.

Стивен Ван Дайн. Дело о драконе-убийце. (Фило Ванс – 7)

Гл.1.
Лично я считаю, что расследования преступлений были более по вкусу Вансу, чем любое другое занятие, так как криминология привлекала его возможностью анализировать и изучать человеческие инстинкты.

Гл.2.
Смуглое лицо с блестящими черными глазами, римский нос и широкие скулы, под ними резкие впадины; губы тонкие и сжатые в прямую линию, а раздвоенный подбородок говорил о силе воли и властности.

Ванс кивнул, сел в кресло и закурил сигарету.
– Поскольку вы были так добры, что предложили свою помощь, мистер Лиленд, – начал он, – я прошу вас рассказать о собравшихся в этом доме и о различных инцидентах, предшествовавших трагедии.

- Я старый друг этого дома и оказался свидетелем этого несчастного случая.

- В натурах двух последних поколений нет ничего постоянного и в их жизни часто бывают неожиданности. Обычное семейное равновесие постоянно нарушается. Они психически и интеллектуально неуравновешенны.

- И я слышала кое-что из того, что наговорил здесь этот человек. Он все налгал вам. Он только старался защитить себя и свалить все на других.

– Техника совершения преступления, – сказала она надменно, – меня не касается. Вы должны сами узнать, как он это сделал. Вы же полицейские, не так ли? Этот человек звонил вам. Он хитрый, я же сказала!

– Значит, вы официально обвиняете мистера Лиленда в разработке плана убийства мистера Монтегю?

Гл.3.
- Она сказала всё, кроме правды, вернее, только полуправду.
Диалоги мне совсем не привычны - туговатые и странные. С описаниями тоже не гладко.
Компания следователей обширная: прокурор, полицейский сержант и его детектив, Вэнс и автор романа. Вэнс всё ещё любитель, но перехватывает расследование в их присутствии.

Ну, совсем никакого сходства с Рексом Стаутом. Читаю с трудом.

Попробуйте меня переубедить.
anvil4
 
Сообщений: 144
Зарегистрирован: 10 ноя 2010, 17:59
Откуда: Украина

Re: С. С. Ван Дайн

Сообщение b5246 » 15 фев 2011, 21:19

Рекс Стаут завоевал сердца тысяч людей не только засчет хитросплетений детективов, а, в бОльшей степени, благодаря легкой иронии, юмору (спасибо переводчикам), искрометным диалогам и атмосферности, конечно. Многих писателей - создателей детективов, можно, по праву, назвать занудами, только не Рекса Стаута! :-))
Что касается статьи о Сс Ван Дайне, то Alauda - молодец, очень интересно и информативно.
ужасный модератор
Аватар пользователя
b5246
 
Сообщений: 1132
Зарегистрирован: 21 июн 2009, 08:51
Откуда: Саратов, Россия

Re: С. С. Ван Дайн

Сообщение Alauda » 15 фев 2011, 21:43

Пишут, что влияние Ван Дайна чувствуется и у РС и у Куина. В самом деле, кого в детективе интересуют отпечатки пальцев и пятна крови на стене? Никого. И первым, кто сосредоточил свое внимание на "психологии" был именно Ван Дайн. А кто был до него ? Мелвилл Д. Пост, Винсент Старрет ... Я и этих-то не читал, а других просто не знаю. "Черная маска" хоть и появилась в 1920, но к середине 20-х большого влияния еще не приобрела. А читается Ван Дайн и правда не с таким интересом, как РС. Но у него лучшими считаются первые три романа, "Дракон" у меня "не пошел".

P.S. Меня у РС раздражает, что женщины рассказывают Арчи то, что не рассказывают полиции, но так еще и с ШХ было.
Типа "я девушка порядочная и с полицией дела никогда не имела ...". Но это тоже штамп.
Alauda
 
Сообщений: 20
Зарегистрирован: 05 фев 2011, 20:40

Re: С. С. Ван Дайн

Сообщение b5246 » 15 фев 2011, 22:57

Девушки рассказывают Арчи всё потому , что он - очаровашка. А в полиции, мягко говоря, не все - очаровашки, а таких как Арчи вообще больше нет нигде :)
ужасный модератор
Аватар пользователя
b5246
 
Сообщений: 1132
Зарегистрирован: 21 июн 2009, 08:51
Откуда: Саратов, Россия

Re: С. С. Ван Дайн и психология в детективах

Сообщение anvil4 » 16 фев 2011, 13:44

Я хотел бы обратить внимание на то, что детектив связан с «раскрытием» преступления. А там где действуют люди, всегда присутствует психология. И мотив преступника, и описание способа мышления детектива всегда требуют психологического раскрытия поведения «героев». Всё это пришло не с неба, а из художественной литературы. Поэтому детектив интересен не набором фактов, а раскрытием психологии «героев». И самое главное, именно экстремальные события в детективах позволяют погрузиться автору в меру его способностей в психологию.

Мельком у Alauda упоминается Фрейд. (Я считаю, что на форуме следует больше отступать от статьи, и где-то давать личные комментарии и суждения.)

Как раз Фрейд и не прижился в жанре детективной литературы, потому что тот же Ван Дайн декларировал запрет любви (третий пункт его двадцати правил). Естественно любовь, как проявление жизни, всё равно «проросла» в детективах. Зато в детективах совсем не уместным осталось исследование сексуальности. И Фрейда, если и упоминают, то только для демонстрации «эрудиции».
Попутно отмечу, что европейские психологи Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг вместе ездили покорять Америку. И как раз в большей мере прижился в Америке Юнг. Но вот когда рассматривается утилитарный аспект психологии (особенно кино, примитивная и популярная литература и т.п.), то вспоминают только Фрейда.

:idea: Здесь на форуме я предложил идею, что Рекс Стаут был знаком с современной психологией и ему близок Юнг. Другое дело, что чутьё Стаута позволяло ему ненавязчиво демонстрировать свои знания о психологии, чтобы не оттолкнуть от себя массового читателя. И, в первую очередь, это связано именно с глубокой проработкой Рексом Стаутом психологической типологии его главных героев. Сорокалетний цикл о Ниро Вульфе показывает, что Стаут проявил себя как тонкий и глубокий психолог.

Смотрите, у Рекса Стаута действуют два детектива Ниро Вульф и Арчи Гудвин. Повествование идёт от лица Арчи, но он же и активный участник событий и самих расследований. У кого ещё из авторов детективного жанра есть профессиональная специализированная внутри команда детективов?

Кроме того, обратим внимание на то, что для просветления интуиции у Ниро Вульфа ему необходим комфорт. Для ускоренных расследований Ниро Вульф привлекает ещё одного талантливого детектива Сола Пензера. Имеем команду (3+1): Ниро Вульф-Арчи Гудвин-Фриц Бреннер и Сол Пензер. Четыре героя описаны Стаутом психологически точно, я могу однозначно подтвердить типологию каждого героя и пояснить его творческую специализацию.
И снова тот же вопрос, кто из авторов детективного жанра смог «поднять» в своих книгах команду из четырёх специалистов?

«По просьбе» b5246 об Арчи и о женщинах. (С позиций психологии автора - Стаута). ;)
Как-то я уже отмечал, что вкус к еде у Арчи – эмоциональный. Но тоже самое характерно в его отношении к женщинам. Разве эмоции не главный ключ к сердцу женщины. Очарование Арчи Гудвина в том, что он выглядит в глазах женщин по-деловому надёжным и эмоционально открытым одновременно.

А что же Вульф? Он не любит эмоций, эмоции нарушают его покой, а красивые женщины вызывают напряжение (приключений он не любит). Стоит только не забывать, что у Вульфа отменная интуиция, которая позволяет ему сразу увидеть в женщине верность и надёжность. К такой женщине Вульф относится совершенно без неприязни: :arrow:
Вульф оставил газету, встал и поклонился, выразив редкое уважение то ли самой Джулии, то ли роли, которую ей предстояло сыграть. Мне, признаться, чаще приходилось видеть в нём звериную настороженность при виде любой женщины в его кабинете.
«Цветов не посылать», гл.9.
anvil4
 
Сообщений: 144
Зарегистрирован: 10 ноя 2010, 17:59
Откуда: Украина

Re: С. С. Ван Дайн

Сообщение b5246 » 16 фев 2011, 14:28

Спасибо за понимание нашей женской души :-))
ужасный модератор
Аватар пользователя
b5246
 
Сообщений: 1132
Зарегистрирован: 21 июн 2009, 08:51
Откуда: Саратов, Россия

Re: С. С. Ван Дайн

Сообщение Alauda » 18 фев 2011, 20:31

Но следующее The Scarab Murder Case (1930) вызвал неоднозначные отклики (в т. ч. и Хэммета). После этого Ван Дайн взял трехлетний перерыв, написав 12 сценариев для "Уорнера", выпущенных как "S. S. Van Dine Mystery Series". Но новый "медовый месяц" затянулся, и, пожалуй, именно тогда и Ван Дайн упустил свою удачу. В 1933 вышли The Kennel Murder Case и The Dragon Murder Case, в которых он отобразил свои увлечения собаками и рыбками (в его апартаментах было 68 аквариумов). Продажи были сравнительно хорошими, но отзывы – не очень, и тогда же Ван Дайн выдвинул интересное предположение, что автора детективов хватает только на шесть романов.
Тогда же Ван Дайн стал вести себя не вполне адекватно: "изменил" себе дату рождения, чтобы выглядеть наставником Менкена и Эзры Паунда, говорил о апокрифической дружбе с Пабло Пикассо, Игорем Стравинским и Гертрудой Стайн. Расточительный образ жизни и финансовый кризис серьезно подорвали его состояние. Чуствуя, что Голливуд интересуется его книгами, Ван Дайн написал The Casino Murder Case (1934) написал в "кинематографическом" стиле. Но к середине 30-х вкусы публики поменялись и на первый план вышел "крутой" детектив. В The Garden Murder Case (1935) и The Kidnap Murder Case (1936) он даже изменил своими принципами (включая романтический интерес Вэнса). Тем не менее, это был провал. Он также принял участие в проекте The President’s Mystery Story (1935) (по предложению президента Рузвельта), написав главу в романе наряду с шестью другими писателями.
Привыкнув к определенному образу жизни, Ван Дайн нуждался в средствах, и разрешил использовать свое имя в рекламе. В 1937 "Парамаунт" предложил ему 25 000 долларов за очередного "Вэнса" с участием известных комедийных актеров Джорджа Барнса и Грейс Ален. Барнс вскоре вышел из проекта, но Ален осталась вплоть до появления The Gracie Allen Murder Case (1938). Вскоре его старый друг из Калифорнии Джулиан Джон из "XX век - Фокс" предложил написать детектив для их звезды известной фигуристки Сони Хени. Ван Дайн не успел полностью закончить свою работу, скончавшись в 1939 от сердечного приступа. Но, тем не менее, "Скрибнер" издал не дотягивающее до обычных стандартов The Winter Murder Case (1939).
УХР оказал огромное, хотя и недолгое, влияние на американский детектив. Его находят в "раннем" Куине и РС (Ниро Вульф также как и Вэнс является эксцентриком с обширными интересами). В The Kennel Murder Case события развиваются в brownstone с планировкой очень похоже на ту, что использовал РС (кстати, я и не знал, что http://en.wikipedia.org/wiki/Brownstone). Известно, что РС с восторгом отзывался о Ван Дайне. "Выжимку" из The Casino Murder Case ищите здесь http://smena-online.ru/stories/stiven-v ... ska-smerti.

У меня Сол Пензер никакого особого отношения не вызывает – обычный "поддерживающий" персонаж, наряду с Лоном Коэном или Лили Роуэн (как миссис Хадсон или Майкрофт Холмс у ШХ).
Alauda
 
Сообщений: 20
Зарегистрирован: 05 фев 2011, 20:40

След.

Вернуться в О хороших книгах

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron